#игры_уробороса
Хнефатафл. Правила игры в Хнефатафл.
Хнефатафл — скандинавская настольная игра. Первые упоминания относятся к III веку н. э. Впоследствии викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию, Киевскую Русь. С распространением в Скандинавии шахмат (X—XI века) эта игра была забыта.
Доска
Хнефатафл и другие подобные игры игрались на досках с нечетным количеством клеток размером от 7х7 до 19х19. Обычно деревянные, доски часто имели отверстия в центре каждой клетки, куда вставлялись фишки со штырем, для удобства хранения и перевозки. Часто доски имели выделенные места для начальной расстановки фигур.
Шотландский (Ard-ri, "Высокий король") и ирландский (Fidchell, Fitchneal или Fithcheall) варианты игрались на доске 7х7 квадратов с разными стартовыми позициями. Fitchneal упоминается в Мабиногионе и в Глоссарии Кормака (IX столетие); описания скудны, но можно сделать предположение и преемственности этих игр в семействе хнефатафла. Tablut, Финский вариант, игрался на доске 9х 9 клеток.
Норманнский вариант Хнефатафла игрался на доске 11 х 11 или 13х13.
Tawlbyund (или Tawl Bwrdd, "Метательная доска"), Уэлльский вариант, использует доску 11х11. Упоминания о нем известны в конце X-го века. В Уэлльсе также играли в ирландский Fitchneal, называемый здесь Gwyddbwyll.
Alea Evangelii, Саксонский вариант, использует доску 19х19 клеток. Похоже это единственная настольная игра в Саксонии. Современное название взято из рукописи 10 века.
Некоторые комментаторы считают, что размещение фишек в этой игре имитирует морское сражение, где судно Короля защищают 24 белых корабля, атакуемые 48 черными.
Кости
Игра иногда игралась с кубиком (Tawlbyund, например), который показывал максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку или, может ли игрок двигать фишку (Чет - двигает, нечет - не двигает). Ирландский вариант, использующий кости носит названиеBrandubh. Как чисто логическая игра, Hnefatafl лучше играется без костей.
Фишки
Королевская фишка называется Hnefi (Король, или на староанглийском Cyningstan - Каменный король)
Фишки иногда в скандинавских странах называют "Шведами" и "Московитами". Король более больших размеров.
Фишки делались из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов.
Расположение
Белая королевская фишка ставится в центр доски. Ее окружают другие белые фишки. Черные ходят первыми во всех играх, кроме Alea Evangelii, где первыми ходят белые.
Правила игры
Игроки делают ходы поочередно.
Все фишки перемещаются в любом направлении, так же как ладьи в современных шахматах. Игрок может двигать одну любую фишку своего цвета на любое расстояние. Фишки не могут "Прыгать" через другие. За исключением короля ни одна фишка не может вставать на "трон" и угловые клетки. На малых досках фишки могут проходить сквозь трон, на больших это может делать только король.
Белые пытаются провести короля на одну из угловых клеток. Если им удается поставить короля на открытую прямую к одной из таких клеток, они объявляют "Raichi" (Шах), если сразу на две прямые - Tuichi (мат). Если следующим ходом они встают на угловой квадрат - белые выигрывают.
Если черный игрок случайно открывает проход для белого короля, белые могут воспользоваться этим немедленно.
Если фишка своим ходом зажимает фишку противника между собой и другой фишкой или между собой и угловым квадратом, фишка противника считается съеденной. Съедаться может более одной фишки за раз.
Белые захватывают обе черные фишки.
Король считается захваченным, когда его окружают с четырех сторон. При этом сторонами могут считаться угловые клетки, трон, и стороны доски. Когда королю угрожает опасность быть захваченным следующим ходом, черные предупреждают белых (шах королю). Черные выигрывают, если король захвачен. Король может быть захвачен вместе с одной белой фишкой, будучи окружен черными со всех сторон.
Во всех случаях черные захватывают короля и выигрывают.
Фишка может входить между двумя вражескими. В этом случае она не считается съеденной.
Белые могут спокойно поставить свою фишку между двумя черными.
Выигрыш
Белые выигрывают, проведя своего короля в один из угловых квадратов. Черные - если им удалось захватить короля. Поскольку силы неравные, хорошим тоном считается играть две партии подряд, обменявшись сторонами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем, при счете 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.
Варианты
На малых досках фишки могут двигаться только на одну клетку за ход. В больших белые могут выиграть, поставив короля не только в угловую клетку, но и на любую клетку угловых линий. Кроме того, возможен вариант, когда фишка не может войти между двумя фишками противника. Ну и возможно введение элемента случайности с помощью кубика, как было описано ранее.
Стратегия
Белым необходимо как можно скорее освободить дорогу для своего короля. При этом не следует увлекаться уничтожением черных фишек, и сильно желательно освободить третью от края линию для свободного перемещения королевской фишки. Черным лучше всего первоначально сконцентрироваться на блокировании угловых клеток. Опыт показывает что при блокировании всех четырех углов 12-тью фишками у белых остается довольно мало шансов, особенно, если у черных осталось еще несколько свободных фишек.